Как сделать сайт и не попасть “впросак”. Рекомендации заказчику.

Как сделать сайт и не попасть “впросак”. Рекомендации заказчику.

Казалось бы, тема давно изученная, созданием сайта не занимался только самый ленивый, так или иначе любой предприниматель имеет свои собственные представления на этот счет и все они скорее всего обусловлены личным опытом.

 

Прежде всего, хотим заметить, что существует много различных способов реализации данной задачки, а именно:

 

  • Создать сайт своими руками освоив основы программирования (шучу конечно, но и такое бывает)
  • Сайт на конструкторе (вполне приемлемый вариант, но имеет ряд особенностей, о них наверное нужно писать отдельно)
  • Купить (или с…...ть) готовый шаблон на одном из популярных CMS-движков (мы хотим сказать - скачать, мы не ругаемся здесь :-))
  • Заказать разработку у фрилансера/знакомого (ой и весело вам будет! :-))
  • Заказать создание сайта у какой-то студии (благо их сейчас пруд-пруди, хотя благо ли это - можно дискутировать)

 

Мы перечислили наверное самые основные и популярные решения данной задачки ну и заодно “накидали” себе тем для последующих статей :-), ведь каждый из пунктов достоин отдельного рассмотрения всех нюансов и подводных камней, о коих, конечно же, мало кто упоминает в момент продажи (по вполне понятным причинам).

 

Итак, обойдемся без “воды” и приступим к сути.

 

Пока не будем останавливаться на видах сайтов, на целях, которые преследует заказчик, а озвучим основные этапы на которые стоит обратить особенное внимание (на наш взгляд) перед(!) стартом.

 

  1. Определите для себя четко - что Вы хотите получить в конце (хотя бы приблизительно, например: “Хочу примерно вот такой вот сайт”, возьмите и  найдите такой сайт, в сети их миллионы (не ограничивайтесь гуглом, есть иные поисковики, есть каталоги тематических сайтов, есть беханс, дрибл, авардсы сайтов и много площадок для поиска, потрудитесь найти ориентир, это важно. Даже если такого нет (нет конкурентов - хм..) редкая тематика или “все сайты ..овно”, всё-таки постарайтесь найти хоть что-то более менее соответствующее, пусть это будет не один сайт - так даже лучше).
  2. После того, как Вы нашли что-то, что примерно или полностю соответствует Вашим “хотелкам”, следует определиться с будущими страницами сайта, ну или хотя бы с основными разделами “сущностями”, как у нас принято говорить. Набросайте себе эдакий легкий план-структуру (как умеете - так и набросайте, не умеете - набросайте всё-равно, поверьте, это будет лучше, чем план в Вашей голове).
  3. Здесь уже можно расслабиться, начало положено, да да, это важное дело, без этого лучше вовсе ничего не начинать. Ну, расслабились и хватит, у нас создание сайта по плану - не забыли еще? :-)
  4. После непродолжительного перекура (если Вы еще не передумали) оцените трезво свои желания, посмотрите те сайты, которые Вы нашли для сравнения и подумайте - хотите ли Вы их делать самостоятельно или все-таки не решитесь (мы уверены, поиск примеров и создание плана даст Вам понять, “потянете” ли Вы создание всего сайта дальше или нет, ведь дальше осталось 99% работы :-))
  5. Если Вы решили создать сайт своими “золотыми” руками - можем лишь пожелать удачи, это смелый выбор :-) Здесь рекомендация будет одна - много свободного времени и терпения, в любом случае за качество отвечать будете лично Вы и никто другой.
  6. Если Вы решили довериться стороннему лицу или группе лиц - тоже хороший выбор и Вас ждет увлекательное приключение со многими неизвестными :-) Но за результат в данном случае отвечают эти самые лица, которым Вы доверились - что не может не радовать. Единственный минус при выборе такого решения задачки - материальные затраты, какие они будут - сказать трудно, наверное - сколько Вы готовы потратить, такими и будут.
  7. И все-таки без “воды” не получилось… Исправляемся.
  8. Итак у Вас есть примеры, план и способ реализации (конструкторы, фрилансеры, студии).
  9. Мы будем исходить из того, что Вы выбрали “профессионала/ов” для этого и пришли теплым с конкретной заявкой (момент выбора подрядчика опустим, так как об этом можно говорить долго и скорее всего сделаем это в отдельной статье).
  10. Прежде всего мы рекомендуем письменно прописать с подрядчиком все этапы, которые он видит целесообразными при реализации Ваших планов и идей. Это позволит Вам еще до начала работы понять компетентность подрядчика, адекватность оного, почувствовать сможете ли Вы вообще с этой командой или персоной работать, то есть предварительное общение и обсуждение работ - это гуд, пусть подрядчик Вам выскажет свое мнение и видение ситуации, покажите ему свой план, расскажите о компании, о продукте, о проблемах в конце-концов. Это не будет лишним, ведь если подрядчику это будет не очень интересно - скорее всего так же он будет относиться и к самой задаче, к возникающим трудностям в ходе её реализации (а трудности могут быть и будут, обязательно, примите это как факт).
  11. Если Вы уверены, что подрядчик справится с задачей, советуем четко разбить (лучше в письменной форме) процесс на этапы, подписать общий договор, прочесть его внимательно. Определиться с тем, что подрядчику нужно от Вас ДО начала работы или по ходу работы, это могут быть дополнительные материалы: информация о продукте, компании, фото, видео и т.д. Важно, чтобы Вы сразу понимали какие материалы нужно будет сделать, доделать или поручить выполнить кому-то ещё. Часто случается так, что подрядчик не особо интересуется этим вопросом и в итоге обвинит Вас в том, что сайт нечем наполнять (мол мы здесь при чем, сайт готов, а эти картинки мы вставили для примера, дайте нам свои…)
  12. После того, как Вы подписали все документы, разбили проект на этапы, узнали что может потребоваться до/по ходу/после разработки сайта, договорились о цене и способах оплаты - можете смело запускать проект в работу и “теряться”, да да, Вы можете отдохнуть и связаться с подрядчиком только тогда, когда Вы договорились обсудить какие-то первые этапы работы, а пока - спите спокойно.
  13. Представим, что подрядчик добросовестно выполняет договоренности и не дергает Вас по всяким “пустякам” и выходит на связь только тогда, когда Вы договорились с результатами первого этапа работы (например - прототипом будущего сайта), вот здесь Вы можете оценить результат и с минимальными потерями поменять подрядчика :-) Да, если результат Вас совершенно не устроит - мы рекомендуем остановить работу и не продолжать, потому что дальше исполнитель скорее всего тоже не сможет Вас удовлетворить, кстати - это и для исполнителя отличное решение, он тоже не попадет “впросак”, в итоге и все отделаются “легким испугом”. Вот именно поэтому мы рекомендуем проект разбивать на этапы и оплачивать их соответственно, а не “бухать” половину или весь бюджет сразу, а потом “грызть локти”.
  14. В любом случае у Вас уже есть результат - прототип (утвержденный или не утвержденный - не столь важно, главное что есть результат и Вы можете делать выводы и корректировать дальнейшие действия). Не удивляйтесь, что мы берем за основу негативный сценарий, с позитивным всем все понятно :-) А вот что делать в случае негативного - здесь нужен опыт и его у нас есть для поделиться :-)
  15. Итак, делаем выводы и в случае замены подрядчика честно описываем ему всю картину происшедшего, вводим его в историю проекта, так как проект уже начал ею обрастать, историей, в смысле.
  16. После старта работы над новым прототипом или над корректировкой старого, уверен, Вы уже не будете так спокойно ожидать результатов и станете активно интересоваться процессом :-) С чем Вас и поздравляю, теперь проект имеет шансы на жизнь :-)
  17. Наконец, Вы утвердили прототип с новой командой или персоной и готовы двигаться дальше (следующий этап может быть либо разработка дизайна, либо настройка шаблона, зависит от того, какой метод создания сайта Вы выбрали, но прототип мы рекомендуем всем без исключения).
  18. Будем исходить из того, что Вы подошли к вопросу серьезно, выделили бюджет и хотите “нарисовать уникальный дизайн” - отлично! Поехали!
  19. На тему создания дизайна тоже можно написать целый многотомник, очень веселое занятие - создание “уникального” дизайна :-) Здесь тему раскрывать вообще не будем, надеемся лишь, что Вам повезло и Вы не очень “скупердяйничали” в выборе студии, ведь хорошие дизайнеры задаром не работают - уверяем Вас в этом, можете поверить на слово.
  20. Уточните перед стартом дизайна количество адаптивных макетов, которые должен сделать дизайнер (вообще такие моменты нужно уточнять еще на этапе формирования цены проекта).
  21. Итак дизайнер дизайнил вносил правочки, Вам макеты нравятся, вы опросили всех соседей и даже кошке его показали :-) Все довольны и готовы двигаться далее…
  22. Вы еще не устали? Согласен, затянули чуток… но что поделаешь, ведь создание сайта это Вам не “бензин ослиной мочёй” разбавлять :-), а сфера высокопрофессиональных услуг, во, а Вы думали…
  23. После того, как все макеты готовы - скорректируйте ТЗ вместе с подрядчиком (ах как же мы забыли про ТЗ, вот жэж… ну ничего, бывает :-) А Вы кстати про него тоже ничего не знали, а сайт уже наполовину готов :-)). Конечно мы шутим, ТЗ у Вас было - это Ваш план, затем прототип, единственный момент - после прототипа нужно четко обсудить и записать все функции сайта, которые должны быть и как они должны работать, в этом Вам обязательно должны помочь разработчики. 
  24. И всё-таки ТЗ может и должно корректироваться по ходу работы (кстати, это может менять стоимость проекта в ту или иную сторону), на этапе завершения дизайна картина проекта становится очень понятной и здесь можно и нужно обсудить первоначальное ТЗ и скорректировать его вместе с исполнителем, рекомендуем.
  25. Итак, мы на полпути к успеху, дизайн есть, материалы готовы, тексты пишутся или уже написаны, команда проверена, ТЗ скорректировано! Проект передаётся верстальщикам и программистам. Я Вас поздравляю, сюда добирались не все :-). 
  26. Ждите…. Загружаем…
  27. Проект выкатывается на тестовый сервер для обсуждения, проверки работы всех систем, наполнения и т.д. Здесь Вы бессильны и остается надеяться лишь на профессионализм и добросовестность подрядчика.
  28. Оцениваем готовый результат, даём ссылочку на проект всем своим знакомым, чтобы “поклацали” и дали обратную связь, все ли работает. Прошу принять во внимание, что после завершения работы над проектом, Вы можете ощутить, что он не так хорош, как Вы себе его представляли, это бывает, но давайте не будем паниковать и подходить к вопросу конструктивно, а именно:
    1. Соблюден ли дизайн, который Вы утверждали (а Вы его вообще утверждали? Если да, то как, есть ли документ об этом действии?).
    2. Все ли функции согласно ТЗ работают, есть какие-то неточности в работе? Если да - конструктивно опишите их в документе, приводите скриншоты с четким описанием - в каком браузере был сделан скрин, на каком устройстве и с каким разрешением экрана.
    3. Верно ли наполнен сайт, все ли страницы и блоки стоят на своем месте (согласно дизайну).
    4. И так далее… то есть комментарий типа “мне что-то тут не нравится что получилось” - вообще не рабочий, после такого комментария скорее всего подрядчик постарается Вас забыть. Подходите к вопросу конструктивно, тот ли это вообще сайт, который Вы делали :-) Если да - все хорошо, просто могут быть ряд корректировок и доработок - это нормально и даже нормально, если они выходят за рамки договоренностей и вполне адекватно не настаивать на их внесении бесплатно, если это было оговорено и не сделано - одно дело, если об этом никто никогда не упоминал письменно - другое.
  29. Подпишите акты приёмки всех работ и отметьте успешное завершение сайта - как Вам нравится :-). Можно даже с командой, уверен, они тоже с Вами замучились :-).
  30. Запланируйте дополнительные работы по продвижению и поддержанию ресурса, чтобы те труды, которые Вы и команда проделала, не пропали даром через некоторое время, такое тоже бывает и довольно часто.

 

Надеемся, Вам было так же весело чиатать стаью, как и нам её писать :-) Ну и конечно, надеемся, Вы почерпнули что-то полезное для себя. До новых встреч!

Популярные статьи в разделе Разработка сайтов
Разработка сайтов
Тренды веб-дизайна 2017: 11 способов быть на шаг впереди MakeBeCool
Вот и 2016 год уже подходит к концу. Многие начинают его анализировать и формировать выводы. Диза...
Разработка сайтов
Какая конверсия landing page считается хорошей? Impulse Design
Показатель конверсии Landing page – это непосредственная оценка эффективности одностраничка и, ка...
Разработка сайтов
Что выбрать — шаблон или уникальный дизайн? Promodex
В процессе создания продающего сайта неизбежно станет вопрос о внешнем виде, дизайнерском оформлении...